Точная информация о том, сколько детей находилось в гетто, не дошла до наших дней. Известно лишь то, что их было очень много, и их число увеличивалось каждый месяц. В Минском гетто к концу осени 1942 года количество детей составляло примерно 22,5% всех жителей города. Дети практически не разговаривали друг с другом, даже те, кто ранее был достаточно общительным, теперь не желал поделиться с другими. Все быстро стали взрослыми, детство окончилось с приходом немецких захватчиков.
Книг, каких-нибудь игр в их домах не было, не было и электричества, спать ложились с приходом ночи. Мальчики и девочки любого возраста были озабочены проблемой выживания. Многие задумывались над тем, что делать завтра? Общий настрой был угнетающим. Ребята ходили, общались, думали, чем заниматься и как жить дальше, интересовались тем, что происходит в мире, интересовала любая новость и разные слухи. В некоторых гетто несколько раз в неделю разрешали проводить базарные дни. Туда приходило много людей и, каждый что-то нес продавать. Знали у кого, что можно приобрести. Продавали за деньги, меняли на вещи, редко на драгоценные украшения. Торговали одеждой. Профессиональные портные перешивали пальто, костюмы, шили ватники. Очень ценились мука и жир, которые зачастую обменивали на одежду. Однако приобрести их можно было за территорией гетто, выход, куда был строго настрого запрещен. Дети и подростки умудрялись выйти за пределы гетто через проволочное ограждение, там фасовали муку в маленькие мешочки, привязывали их к телу и пробирались в гетто в вечернее время вместе с колоннами рабочих. Муку продавали или меняли у пекарей на хлеб. Его резали на маленькие кусочки, которые затем продавали. Домашней птицы и живности, а также собак или кошек здесь не разводили. Из овощей иногда водилась морковь и картофель, капуста, мяса и фруктов в гетто давно уже никто не ел. В основном варили суп из овощей, употребляли отходы из столовых. Дети среди столовых отходов выбирали вареные косточки, оставшиеся после приготовления для фашистских воинских частей. Из них варили жир, готовили желейный навар, который потом сами ели или носили на продажу. |